Приветствую Вас, Гость 14.12.2017, 03:26
Главная » Статьи » Мои статьи

Григорий Николаевич Потанин

Григорий Николаевич Потанин

          Поистине выдающееся место среди исследователей Центральной Азии занимает Григорий Николаевич Потанин (1835-1920 гг.). Человек с пытливым умом и неутомимой жаждой к познанию он всю свою жизнь посвятил служению науке и обществу. Собранные им в течение многих лет материалы, методы познания, практиковавшиеся им, до сих пор не утратили свою научную ценность и эвристические возможности. Научной общественности известны десяток его результативных путешествий по самым неизведанным и загадочным уголкам Центральной Азии. Кроме географических описаний и путевых заметок, он оставил огромное духовное наследие, зафиксировав сотни образцов легенд, преданий, сказок и других видов устного творчества тюрко-монгольских народов. Его библиография насчитывает более 600 трудов, многие из которых представляют собой объемные произведения. По подсчетам Н.С. Смирновой наследие Г.Н. Потанина только по казахам и применительно к Казахстану составляет примерно 75 печатных листа т.е. 1,5 тыс. страниц бумаги. Г.Н. Потанин оставил после себя богатейшие сведения по истории, этнографии и фольклористике казахского народа. Сбор казахского материала он проводил скрупулезно и систематически в течение всей своей жизни. Следует также отметить, что большинство этого материала было записано им впервые, из уст сказителей и представляет собой уникальное сокровище.

Как писал впоследствии П.П. Семенов-Тяньшанский, Г.Н. Потанина отличали «закаленное трудами и лишениями здоровье, неимоверная неприхотливость и выносливость, достаточное знакомство с местными языками и умение ладить с туземцами, очень хорошие познания в обширной области географических и естественных наук, любовь к делу и самоотверженная преданность науке». Надо предполагать, что эти качества сформировались у Г.Н. Потанина благодаря близости к кочевому составляющему Центральной Азии.

Жизненный путь Г.Н. Потанина начинается с села Ямыш, что находится ныне на территории Павлодарской области Республики Казахстан. Дед Г.Н. Потанина Илья был известен в степи как крупный коневод-богач, в табунах которого паслись десяток тысяч лошадей степной породы. В семье Потаниных в числе других реликвий хранилась письмо Абылай хана к Илье Потанину. В памяти старшего поколения сохранилось большое количество фактов связанных с казахской степью, с ее выдающимися лидерами, с гостеприимством казахского народа. Это, безусловно, наложило огромный отпечаток на мировоззрение будущего ученого, выразившееся впоследствии в областническом сепаратизме, неприятии самодержавной монархии в России, в тяге к путешествиям, в любви к казахам и т.д.

Отец ученого Николай Ильич Потанин был один из известных казачьих офицеров Сибирского войска. В те годы он был начальником Баянаульского отряда и служил у ага султана этого округа Шормана Кучукова. Следовательно, благодатная земля этого края одна из истоков научного таланта и творческого взлета ученого. Впоследствии Г.Н. Потанин не раз посещал Баянауыл, был частым гостем в доме старшего султана Баянаульского внешнего округа Мусы Шорманова, влиятельного и уважаемого в степи человека. М. Шорманов познакомившийся с Г.Н. Потаниным через Ч.Ч. Валиханова, был его постоянным корреспондентом поставлявший ему образцы устно-поэтического творчества казахов. О М. Чорманове Г.Н. Потанин в последствие написал, что это был «человек врожденного ума и знаток киргизской жизни». Контакты Г.Н. Потанина с семьей Чормановых не прекратились и после смерти Мусы. Письма Садвакаса Чорманова, сына Мусы, к Потаниным свидетельствуют о не прекращении дружеских связей. При этом Садвакас, также продолжал поставлять этнографические и фольклорные материалы исследователю.

С 1847 года со времени учебы в Омском кадетском корпусе и до смерти продолжалась его дружба с выдающимся казахским ученым и путешественником Чоканом Чингисовичем Валихановым. В немалой степени именно Ч.Ч.Валиханов способствовал вовлечению Г.Н. Потанина в исследовательскую деятельность и заразил его страстью к путешествиям. Можно даже сказать, что и после смерти Чокана этот творческий союз продолжал жить, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания о нем в трудах и воспоминаниях Г.Н. Потанина, его специальная поездка к его родителям, подготовка им в 1904 году совместно с Н.И. Веселовским сочинений Чокана.

Г.Н.Потанин пользовался огромным авторитетом среди казахов и в особенности среди молодых интеллигентов начала XX века. В казахской степи ходили легенды об этом человеке. К нему часто приезжали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и др. яркие представители национально-освободительного движения «Алаш». После встреч с молодым Магжаном Жумабаевым он сравнил его с Ч. Валихановым, считал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом. А один из лидеров «Алаш» Алимхан Ермеков впоследствии вспоминал, что казахи «называли Г.Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к инородцам, знал их быт, нравы и всячески способствовал сохранению самобытной культуры».

До конца своей жизни Г.Н. Потанин сохранил трепетное отношение к Иртышу, на берегу которого он родился и вырос. В 1877 году во время путешествия в верховья Иртыша он пишет: «эта местность, где мы живем, настоящая родина человека. Здесь возник первый культ [солнца]. Реки здешние представлялись первым людям материнскими лонами, отцов они видели в горных вершинах. Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша…” В многочисленных трудах зрелого Потанина мы встречаем конструкцию фактов, подтверждающую существование в Центральной Азии в древности мощного источника евразийского эпоса. В книге "Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе” (М,1899) развивая концепцию о центрально-азиатском происхождении не только европейского эпоса, но и сказаний о Христе он пишет: "пренебрежение ученых к степным народам задерживает развитие науки…установлению правильных взглядов… мешает наше арийское высокомерие, ложная историческая перспектива… и несмелость мышления, порабощенного рутинными взглядами и рутинными верованиями”. Таким было его основное кредо в науке.

В 2005 году к 170-летнему юбилею Г.Н. Потанина сотрудники областного историко-краеведческого музея совместно с учеными Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова участвовали в подготовке «Избранных сочинений Г.Н. Потанина в трех томах. В первый том, который был подготовлен сотрудниками музея, вошли материалы и дневники его путешествий по Казахстану, воспоминания Г.Н. Потанина, его переписка и опубликованные в разное время в печати статьи об исследователе. В данный том вошли также материалы, хранящиеся в фондах Павлодарского областного историко-краеведческого музея. Эту работу провели известные краеведы г. Павлодара Г.Б. Нурахметова и Э.Д. Соколкин. Вообще, архив Г.Н. Потанина хранящийся в фондах музея обширен и составляет более 500 формулярных карточек. Во втором томе представлены его труды, и эпистолярные материалы, отражающие общественно-политические воззрения ученого. В третьи том включены труды ученого по истории, этнографии и фольклору тюрко-монгольских народов Центральной Азии, приведен наиболее полный вариант библиографического указателя Г.Н. Потанина.

В мае 2005 года Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова провел международную научно-практическую конференцию, посвященную юбилею Г.Н. Потанина. На конференцию приехали известные ученые Казахстана, России, Кыргызстана, активное участие принимали и научные сотрудники областного музея. Ко дню рождения Г.Н. Потанина в областном историко-краеведческом музее носящем его имя, была открыта специальная экспозиция, отражающая жизнь и деятельность исследователя. В холле музея в торжественной обстановке был открыт бюст ученого.

Коллектив областного историко-краеведческого музея продолжает работу по изучению и популяризации наследия Г.Н. Потанина.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Museum_Pavlodar (29.11.2010)
Просмотров: 1783 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by SW, Бесплатный хостинг uCoz