Приветствую Вас, Гость 23.11.2017, 03:20
Главная » Статьи » Мои статьи

История в фотографиях

30 января исполнилось 10 лет со дня открытия мемориального Дома-музея Д.П. Багаева - летописца Павлодарского Прииртышья, знаменитого фотографа, основателя и первого директора областного историко- краеведче-ского музея им. Г.Н. Потанина.

Вся творческая деятельность Багаева как человека, владеющего фото-камерой, была направлена на осуществление главной задачи, определенной им самим, следующим образом: «Фотография – не пустая забава, фотография – это наука, искусство, фотография – свидетельство времени» (из дневников Д.П. Багаева). Эти слова были его жизненным кредо, его путеводной звездой. Имея активную жизненную позицию, Д. Багаев сумел отразить историю на-шего края в документальной фотографии. Он стоял у истоков создания обла-стного отделения «Общества изучения Казахстана», принимал активное уча-стие в палеонтологических и этнографических экспедициях по области. Са-мостоятельно посетил все уголки нашего края, запечатлел своей фотокаме-рой на протяжении многих лет (более полувека) жизнь и быт народа.

Понимая, что кочевой быт уходит в прошлое, он торопится запечатлеть его для потомков. Бескорыстно, по собственной инициативе, пешком и на лошади, посещая отдаленные районы Павлодарского Прииртышья (до Бая-наула, например, в те времена нужно было ехать на подводе целую неделю) он делает свои бесценные снимки - «Мальчик верхом на теленке», «За помо-лом зерна», «Байбише, несущая мешок с кизяком», «Заточка косы», «Добыча соли»…

Из своих поездок он привозил не только фотографии, но и дневнико-вые записи, уникальные находки, которые стали основным экспозиционным материалом для открытия им областного историко-краеведческого музея в 1942 году.

Работы Д. Багаева как фотомастера были известны и получили признание не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Редкое сочетание таланта фотографа с энтузиазмом историка-исследователя выделило и по сей день выделяет его фотографии из многих других. Ему одинаково хорошо удавались и пейзажи (серия снимков Баянаула, Усолки и т.п.), и сюжетные фотографии (этнография, быт народа), и репортажно-событийные фотосъемки, и салонные снимки, сохранившиеся в альбомах старожилов, а также фотографии с видами старого Павлодара. Благодаря творчеству Багаева дореволюционный Павлодар был известен не только в Казахстане, но и в России, т.к. в 1911-1912 г.г. Московское общество Фишера выпускала его открытки с видами нашего города.

В доме, где жил и работал фотолетописец, в 2001 году был открыт его мемориальный музей. Здание музея, построенное более 100 лет назад, явля-ется историко-архитектурным памятником мещанского быта конца XIX века. Обстановка старинного дома по большей части сохранилась, во всяком слу-чае та ее часть, которая была использована мастером как интерьер для фото-салона. Сохранились и фотопринадлежности. Фактически не изменился и сам фотопавильон, разумеется, подвергшийся серьезной реставрации при откры-тии музея: знаменитые багаевские панно, набор мебели из красного дерева в стиле модерн, тумба, зеркало с витиеватым оформлением представлены те-перь в качестве экспонатов. Здесь же экспонируются его салонные фотогра-фии, оформленные в специальной витрине, а также фотопринадлежности прошлых лет. Экспозиционными залами стали бывшие жилые комнаты семьи Багае-вых. В них размещены подлинные предметы мебели и быта, а самое главное достояние музея – фотографии, размещенные в рамках и хранящиеся в фон-дах. Стараниями сотрудников Дома-музея они объединены в тематические коллекции: «Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века», «Открытие Воскресенской железной дороги», «Природа Павлодарского Прииртышья», «Павлодарская область в годы Великой Отечественной Войны», «Освоение целинных и залежных земель», «Образы Павлодара прошлого века».

За время существования музея его сотрудниками в память о летописце была проделана немалая работа, основная задача которых состоит в сохране-нии памяти о Д.П. Багаеве, содержании музея и его экспонатов в надлежащем порядке, поиске ранее не известных сведений о мастере и его наследии, а также их популяризация. Кроме того, неотъемлемой частью музейной дея-тельности является налаживание культурных связей с другими музеями и со-трудничество с современными фотографами, продолжателями дела Багаева.

В последнее время особое внимание уделялось фотографам из других городов Казахстана – представителям фотоклубов и других творческих объединений. Эта работа проводилась в целях расширения и укрепления межрегиональных связей посредством искусства фотографии, знакомства посетителей музея с талантливыми последователями мастера. Среди них Олег Ионов, Виктор Горбунов из фотоклуба "Медео" г. Алматы, Юрий Варыгин из фотоклуба "Караганда", Сергей Козодеров из фотоклуба "Сплав", г. Темиртау, Жумагали Сейтенов, Анатолий Бутырин из Екибастуза. Экспонировались выставки и павлодарских фотомастеров – Александра Бичинева, Бориса Краснянского, Дмитрия Пархоменко, Владимира Бугаева, Александра Пархоменко, Анатолия Иванова, Алексея Усова и художницы Галины Беспаловой.

География творческих связей музея с каждым годом расширяется. Так, накануне встречи глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Екатеринбурге по инициативе Дома-музея Д. Багаева состоялась обменная выставка с фотографическим музеем Метенкова. В связи с этим знаменитая коллекция Багаева на тему "Жизнь и быт Казахского народа на-чала XX века" стала отправной точкой долгосрочного проекта "Грань веков", открывая таким образом "многосерийную" фотоисторию народов Казахстана, Средней Азии, Китая, России. А в Доме-музее Д. Багаева в это же время экс-понировались работы мэтра фотографии Вениамина Метенкова с видами столицы Урала XIX века.

В музее экспонировались также фотографии мастеров дальнего и ближнего зарубежья – Ларисы Черновой из Германии, Александра Жаворон-кова из Буэнос-Айреса, Эдуарда Басова из Москвы.

С течением времени фотографическое наследие Д.П. Багаева вызывает все больший интерес, становится все более ценным. Д.П. Багаева с уверенно-стью можно назвать классиком фотоискусства Казахстана. Не только истори-ки обращаются к его творчеству в поисках подтверждения той или иной ис-тины, но и фотографы (начинающие и маститые, любители и профессиона-лы), а их в Павлодаре, весьма успешных и талантливых, достаточно много, находят в фотографиях мастера много поучительного. Значение же его на-следия для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и люб-ви к своей малой родине неоспоримо. Отрадно сознавать, что в Павлодаре есть место, куда можно прийти и ознакомиться с этим наследием, почерпнуть из накопленного мастером и оставившего так щедро потомкам результаты своих трудов.

Остается добавить, что Дом памяти фотографа и краеведа – явление, уникальное для Казахстана. Подобного ему в нашей республике нет. Он пользуется интересом не только казахстанцев, но и иностранных граждан – туристов, ученых, представительств посольств из Италии, Германии, Фран-ции, США, Великобритании и др.

В нашей республике уделялось и уделяется огромнее внимание ее историко-культурному наследию. Знаменателен тот факт, что музей, так нужный не только жителям нашего города, но и его гостям, был открыт в годы независимого Казахстана, в его первое десятилетие.

Жизнь и творчество Д.П. Багаева вошли в историю края как яркий пример бескорыстного служения людям, Отечеству, Истории.

Категория: Мои статьи | Добавил: Museum_Pavlodar (10.02.2011)
Просмотров: 2063 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by SW, Бесплатный хостинг uCoz